ПСИХОДРАМА - учение о сценическом ролевом поведении, психо от греческого - душа, драма - действие
Одна из форм современной психотерапевтической работы, а также одной из форм науки изучающей групповую динамику, понятие прямым образом относящееся к нашей теме: "Технологии Тренинга"
Более лаконичное объяснение можно прочитать здесь
Познавательного чтения
Основные понятия.
Понятие спонтанность и родственное ему понятие творчество составляют ядро теории действия и личности Морено.
Спонтанность - не означает рефлекторности действия, отсутствия контроля и необдуман-ности. В психодраматическом смысле спонтанность предполагает способность движения в за-данном направлении, а
следовательно, она не чужда контролю над собой. Морено напрямую связывал понятия спонтанности и психического здоровья. Отсутствие спонтанности для него означало эмоцио-нальное нездоровье, а следовательно, целью применения разнообразных психодраматических техник становилось «обучение спонтанности». Морено описал четыре независимые формы вы-ражения спонтанности. В драматической форме спонтанность помогает оживить чувства, дей-ствия и слова, которые повторяются уже быть может в тысячный раз. Творческая спонтанность способна создавать новые идеи, новые виды искусства, новые модели поведения. Оригиналь-ная спонтанность не связана с творчеством, но позволяет расширить уже существующее, при-дать ему новую форму. И, наконец, формой спонтанности является также адекватность реакции, характеризующаяся правильно выбранным временем и эмоциональной интенсивностью опре-деленного поведения. Исходя из сказанного, можно определить спонтанность как адекватную реакцию на новую ситуацию или новую реакцию на старую ситуацию.
Коррекционный эффект психодрамы достигается за счет катарсиса и обучения. Под катар-сисом обычно понимают снятие напряжения. Морено различал два вида катарсиса, катарсис действия, которого может достичь протагонист, и катарсис интеграции, испытываемый всеми участниками за счет идентификации себя с другими действующими лицами. Обучение ролевым играм в психодраме - преследует две основных цели: обучение спонтанности и расширение имеющегося ролевого репертуара( иногда даже отказ от некоторых ролей) с помощью ролевых игр. Обучение спонтанности, как ни парадоксально это звучит, ставит перед собой две задачи, а именно помочь индивиду «освободиться от своего сценария» и «от клише стереотипного по-ведения, и помочь ему развить в себе новые личностные качества через способность понимать и реагировать на новые ситуации.» В психодраматической ситуации нет ни прошлого, ни буду-щего, ни расстояния. Все происходит в «настоящем клиента: проблемы прошлого и страх перед будущим вызываются к жизни в «здесь и теперь» психодраматической конфронтации. Человек «прорабатывает» свои проблемы, взаимодействуя с «актерами», использующими роли людей, причастных к его проблемам и страхам. Принцип «здесь и теперь»: в психодраме есть некоторое расширение настоящего, которое включает и повторение прошлых встреч, и подготовку к буду-щим.
Психодраматическая конфронтация по принципу «здесь и теперь» является основой для реализации терапевтической цели проявления спонтанности в реальной жизни.
По мнению Морено понятие «перенос», недостаточно для обозначения переживаний, ко-торые возникают в терапевтических группах. Он вводит понятие «теле», которое включает в себя негативные и позитивные чувства, возникающие между людьми в психодраматическом действии. Морено определил это понятие как «вчувствование» людей друг в друга, цемент, ко-торый скрепляет всю группу».
Результатом использования понятия «теле» в изучении групп является признание того, что мы видим других не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими они проявля-ются в отношении к нам. Групповая психодрама есть тот «полигон», который позволяет про-анализировать наше восприятие других людей. (К. Рудестам,1990)
Конечным результатом психодраматического процесса является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт.
Инсайт - это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому по-ниманию имеющейся проблемы. Психодраматические сенсорные стимуляции, вместе с эмо-циональным катарсисом, вызываемым спонтанностью тела, приводят к переструктуированию поля восприятия протагониста (независимо от того, находится ли он на сцене или сидит среди публики) и приводят к инсайту или пониманию своих проблем через перцептивное научение.
Фазы развития психодрамы и коррекционных ролевых игр.
1. Разогрев.
Разогрев - это одновременно психологический и биохимический процесс, посредством которого человек подготавливается к вступлению в заданное действие. Процесс разогрева за-пускается с помощью «стартеров», физических и душевных. К физическим стартерам относят дыхание, ритмические движения , ходьбу, бег и пение. Душевные «стартеры» относятся к дей-ствиям, происходящим под влиянием психологических побудителей, таких, как фантазии, сны, устремления, страхи, чувство вины, нормы группового давления, моральные обязательства, этические коды. Цель разогрева подвести участников группы к состоянию спонтанности и сво-боды, максимально раскрепостить, создать атмосферу доверия и необходимые условия для воз-можности экспериментировать со своими шаблонами, которые человек использует во взаимо-действии.
На стадии разогрева режиссер использует техники, позволяющие ввести протагониста в ту жизненную ситуацию, которая будет разыграна в психодраме. Главная цель режиссера - сделать так, чтобы проблема была представлена в конкретном виде, с точной соотнесенностью времени и места действия, и добиться того, чтобы протагонист вспомнил, кто присутствовал при этих событиях. Стадия разогрева предшествует действию, она может длиться долго или коротко, происходить автоматически или преднамеренно.
2.Стадия действия.
Это фаза инсценирования психодрамы, в идеальном случае приводящая протагониста к катарсису и инсайту. Ролевая игра в стадии действия оформляет себя по образу игры в реальной жизни и прибавляет к ней терапевтическое качество.
3. Стадия завершения.
Или фаза интеграции, в которой участники делятся чувствами и переживаниями для того, чтобы помочь протагонисту преодолеть возможное ощущение изолированности от группы или неприятный осадок от слишком долгого пребывания на виду. Это фаза самораскрытия и диалога участников, стадия подведения итогов, осмысления тех открытий, которые были сде-ланы в период действия. Третья - последняя стадия занятий подводит его к завершению, струк-турно и коррекционно. Перед этой стадией стоит несколько задач: выйти из роли, войти в со-стояние эмоциональной стабильности, комфорта, оптимизма, позволяющее понимать себя, строить планы на будущее.
P.S. по книге
О.А. Юрченко
Психодраматический подход.
Тренинг импровизации.